Янтар Полісся
+38(098)302 00 00
Перезвоните мне
UAH
  • UAH
  • USD
РУС
0

Масса кусков янтаря - от долей грамма до десяти и более килограммов. Большие куски редки. Эти крупные обособления - «слитки» ископаемой смолы, резко отличающиеся в россыпях от основной массы янтаря, весят более килограмма. Они могли возникнуть благодаря обильному выделению смолы из дерева.

Самый крупный в мире кусок янтаря - 12 кг - найден на побережье Балтийского моря. Здесь же обнаружен второй и третий по величине куски (9700 и 7000 г). В 1803 г. вблизи Гусева (бывший Гумбинен) встречен кусок янтаря массой 6750 г, длиной 37, шириной 21 и толщиной 14 см.

Другой кусок, найденный в начале XIX в. в окрестностях этого же города, имел плоскую форму и весил около 5700 г. Уникальный кусок из Приморского месторождения (4200 г) хранится в Калининградском музее янтаря, другой крупный кусок массой более 2 кг экспонируется в Палангском музее. Из окрестностей Паланги известен кусок янтаря в 3 кг. Крупные куски встречаются и на Украине. Известно, например, о двух таких находках из янтарепроявлений Львовской области. Один из образцов имел форму клина длиной 31, шириной 22, высотой 5 и 20 см, массой около 6 кг. Кусок не сохранился: по незнанию его раскрошили, приняв за самородную серу. Другой кусок напоминает по виду огромную (20Х15,5Х10 см) персиковую косточку и весит 1270 г.

Янтарь двухцветен: верхняя часть, находившаяся в мергеле, бледно-желтая, матовая; нижняя, лежавшая в песчанике, коричневатая, полупрозрачная до прозрачной. Поверхность куска неровная, натечная. Из района Махува (ПНР) известен самоцвет массой 810 г. За всю историю добычи янтаря учтено до десяти кусков тяжелее 5 кг. Положение кусков янтаря во вмещающей породе во многом зависит от их формы. Круглые и близкие к ним по форме куски занимают безразличное положение по отношению к слоистости, плоские куски располагаются параллельно ей.

Прозрачность - ценное свойство янтаря, обусловленное его способностью пропускать световые лучи. Здесь большая роль принадлежит интенсивности окраски и наличию в камне различных - главным образом воздушных - включений и трещин: сильная окраска и обилие включений могут заметно снизить или совсем уничтожить прозрачность. Издавна янтарь классифицируют на три сорта: прозрачный в сплошных массах или слоистых разностях с включениями насекомых; полупрозрачный с отдельными затемненными участками; непрозрачный, белый или кремоватый, похожий на слоновую кость, пенистый.

Сейчас выделяют пять разностей:

  1. прозрачный - бесцветный, со слабыми оттенками желтого цвета;
  2. дымчатый - слегка замутненный, местами прозрачный;
  3. бастард - средней прозрачности, желтого цвета с темным оттенком;
  4. костяной - непрозрачный, цвета слоновой кости;
  5. пенистый - непрозрачный, пористый, похожий на застывшую пену.

Иногда в одном куске сочетаются все эти разности со многими переходными.

Прозрачный янтарь, соломенно-желтый до медового, редко бесцветен, он чист и светел, как хрусталь. Самый прозрачный янтарь - это янтарь, образовавшийся из смолы, которая вытекала из небольшого участка дерева одновременно и в значительном количестве и при этом хорошо и равномерно прогревалась солнцем. Если выделения смолы не вполне слились, то самоцвет получается слоистый, ломкий. И все же он почти всегда прозрачен, и в нем чаще всего встречаются включения растений и животных. У прозрачного янтаря при умелом - индивидуальном - к нему подходе наилучшие декоративные возможности.

Полупрозрачные янтари (дымчатый и бастард) из-за значительного количества (до 30 % объема куска) сравнительно крупных (до 0,2 мм) воздушных пузырьков белые или желтоватые. Различные по форме скопления пузырьков воздуха в сочетании с неправильной формой куска способствуют своеобразному внутреннему отражению и преломлению в нем световых лучей и созданию причудливых дымчатых узоров, издавна поражающих воображение человека. Если в прозрачном янтаре видны облачные помутнения, это облачный бастард. Выделяют также бастард с замутнениями в виде тонкого гроздьевидного рисунка.

Непрозрачные янтари имеют беловатый цвет, они содержат до 50 % объема куска воздушных пузырьков. Еще в 1763 г. известный знаток горного дела Шлаттер писал, что беловатым янтарем называют любой непрозрачный янтарь, который цветом походит на молоко, жемчуг... Это все чешуйчатые, дымчатые, водянистых и прочих цветов непрозрачные янтари*. Множество тесно расположенных пузырьков в одних случаях придает камню пемзообразный вид (это пенистый янтарь); в других - способствует возникновению тонких дымчатых узоров. Такой янтарь похож на кость, иногда слоновую, цвет его изменяется от белого до бурого. Бастард, пенистый и костяной янтари впервые выделил немецкий исследователь К. Клебс в 1882 г. Непрозрачные янтари обычно белые, молочно-белые до фарфоровидных, иногда желтоватые, напоминающие воск; часто они неоднородны по внутреннему строению. Такие янтари более всего пригодны для создания скульптурной миниатюры, в частности скульптурного барельефа. Уменьшение прозрачности янтаря происходит также в результате его выветривания (окисления).

Облагораживание - физическое и химическое воздействие на янтарь, благодаря которому камень, не теряя природных свойств, улучшает первоначальные или приобретает новые качества, как правило, повышающие его в цене. Пористость дает возможность не только просветлять, но и окрашивать самоцвет.

Непрозрачный янтарь просветляют кипячением в льняном и сурепном масле и прокаливанием.

При кипячении пузырьки заполняются жиром и начинают пропускать свет. Необходимо следить, чтобы разогревание и охлаждение масла с янтарем шло медленно - только так можно получить чистый стеклопрозрачный продукт, пригодный для изготовления увеличительных стекол, очков, призм, зажигательных зеркал. Его более сильная по сравнению с необработанным янтарем способность к светопреломлению связана с введением проясняющего вещества. Отметим, что зажигательное зеркало, сделанное из облагороженного янтаря, производит вспышку пороха скорее, чем зеркало из стекла. Еще во второй половине XVIII в. янтарь не только просветляли, но и окрашивали в красный, синий, фиолетовый, пурпурный и зеленый цвета, «так что он на драгоценные камни походить будет и ко всякому украшению употреблен быть может». В древнем Риме окрашенный в красный цвет янтарь ценили на вес золота.

Для просветления янтаря прокаливанием кусочки его кладут в песок и прогревают там продолжительное время при температуре свыше 100 °С. В ходе нагревания камень размягчается, замутняющие его пузырьки замыкаются. Происходят локальные микровзрывы пустоток, способствующие образованию веерообразных радужных блестков, по форме напоминающих рыбью чешую. Мастера называют такие блестки золотыми лучами. В некоторых странах предпочтение отдавали желтому янтарю, похожему на цвет вареного меда. Чем больше он в процессе просветления переходит в белый, оставаясь при этом достаточно прозрачным, тем становится дороже.

Отметим, что свойством изменять цвет отличаются немногие минеральные вещества. Наверное, человек меньше уважал бы камни, если бы они не были такими стойкими и упрямыми.

iconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsicons