Янтар Полісся
+38(098)302 00 00
Перезвоните мне
UAH
  • UAH
  • USD
РУС
0
  1. Выдумка и реальность – на чём основано полотно?
  2. Антураж эпохи – как художник воссоздал атмосферу Запорожской Сечи?
  3. Персонажи произведения – кем были весёлые запорожцы?
  4. Эскизы и наброски – что случилось со вторым вариантом полотна?

Это произведение заслуженно причисляют к величайшим шедеврам искусства. Современники называли его «атласом смеха», ведь мастер сделал внешность и эмоции каждого персонажа неповторимыми. Именно поэтому работа вызывает столь живой отклик, завораживая и привлекая зрителей. Однако, чтобы в полной мере постичь её смысл, стоит более детально ознакомиться с антуражем эпохи. А поможет Вам в этом наша статья, где приведена не только история создания картины, но и забавные курьёзы, которые происходили в процессе рисования, а ещё рассказы об изображенных героях.

Илья Репин картиныВыдумка и реальность – на чём основана картина Репина?

Илья Ефимович Репин (1844-1930) всегда интересовался украинской культурой и обычаями, дружил с выдающимися деятелями искусства и науки, которые охотно делились с живописцем подробностями новых открытий. И однажды на приёме, устроенном археологом, этнографом и писателем Дмитрием Ивановичем Яворницким (1855-1940) художник узнал о переписке между султаном Османской империи и запорожскими казаками.

В период правления Мехмета IV Охотника (1648-1687) его государство являло собой серьёзную угрозу Европе. Янычары нападали на небольшие городки и села, захватывая пленников и разоряя дома. И единственной силой, способной противостоять врагам, были запорожцы – они не только отбивали атаки, но и переходили во вполне успешное наступление. В конце концов разъярённый лихими рейдами владыка отправил своим противникам указ-фирман – согласно ему, казаки должны были «сдаться… добровольно и безо всякого сопротивления, и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться».

Разумеется, отчаянные храбрецы не могли оставить подобное заявление без ответа. И в 1870-х гг. исследователи обнаружили копию черновика письма, якобы отправленного грозному султану. Правителя империи именовали «самого Люцифера секретарём», «Александрийским козолупом», «свиной мордой» и «всего света и подсвета дураком», обещая биться с ним «землёй и водою». Были в тексте и более нецензурные выражения. И, хотя большинство учёных считает данный документ фальшивкой, созданной в XVII ст., это не помешало ему обрести всемирную известность.

Остроумное сочинение казаков и стало источником вдохновения для Репина. Он решил запечатлеть казаков, которые сочиняют смешной и оскорбительный ответ высокомерному владыке. Но художник не ограничился панорамой веселья – он называл свою работу манифестом свободы, братства, равенства и рыцарского духа, памятником отважным мужчинам, которые защитили Украину и Европу от иноверцев и вынудили считаться с собой даже такого могущественного турецкого султана.

Картины Репина фото
Эскиз картины Репина Эскизы картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Эскизы картины древесным углем (1878).
Третьяковская галерея и частная коллекция

Выбранная мастером тема была довольно провокационной, ведь тогда существовал запрет на любые произведения, посвящённые национальной истории и культуре. В частности, из-за неподчинения подобным постановлениям пострадал Д. И. Яворницкий – в 1884 г. его исключили из университета как «политически неблагонадёжного» и запретили преподавать в каких-либо учебных заведениях. Впрочем, благодаря этому картина Репина обрела особенный колорит и глубину – она была не только живописным шедевром, но и вызовом всем, кто утверждал о малозначительности и несамостоятельности нашего государства.

Антураж эпохи – как художник воссоздал атмосферу Запорожской Сечи?

Илья Ефимович трудился над огромным полотном (203*358 см) 11 лет. Первые эскизы, собранные в альбом «Малороссийские типы», он сделал в 1880 г., а последние штрихи нанёс лишь в 1891 г. Мастер кропотливо продумывал композицию произведения и расположение всех персонажей – его целью было создать многоплановое и красочное панно, где каждый герой был бы самодостаточным и вместе с тем органично вписывался в общий рисунок.

Подобная тщательность удивляла окружающих – как-то Репина спросили, когда он планирует окончить работу. «Я пишу уже несколько лет – и, возможно, посвящу этому делу ещё столько же, а может, завершу через месяц. Одно лишь пугает меня – то, что я умру и оставлю изображение недоделанным», – ответил автор картины.

Картина Репина
Илья Репин Запорожцы. 1880—1891гг.
Холст, масло. 203 × 358 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

С таким же вниманием проработаны и декорации – от одежды запорожцев и их оружия до мельчайших деталей и нюансов. Чтобы добиться полной достоверности, художник долго путешествовал по стране, изучая археологические памятки и раритеты казацкой эпохи. А маршрут для него проложил Николай Иванович Костомаров (1817-1885) – украинский мыслитель, публицист, поэт, историк и общественный деятель, один из руководителей Кирилло-Мефодиевского братства.

Кроме того, Репин гостил в имении Качановка – это процветающее поместье принадлежало меценату и собирателю древностей Василию Васильевичу Тарновскому (1837-1899). Он обладал великолепными гетманскими артефактами – например, снаряжением и знамёнами Богдана Хмельницкого, Ивана Мазепы, Якова Острянина, Северина Наливайка и других атаманов. Живописец в точности отобразил эти вещи на полотне – к примеру, жёлто-голубые древки стягов, которые видны на заднем плане, повторяют настоящие хоругви. Запечатлён и владелец древних предметов – это хмурый запорожец в высокой чёрной шапке и жёлтом кунтуше.

К услугам мастера была и коллекция Д. И. Яворницкого – отлично сохранившиеся вещи, извлечённые при раскопках казацких могил. Оттуда срисованы оружие и одежда запорожцев (жупаны и «сап’янцi» – сапоги из высококачественной козловой кожи), различные люльки: короткие носогрейки и огромные обчиски с чубуками длиной до 2 метров, а также графин с горилкой. Подобные бутылки, в которые помещалось 1,2 л жидкости, называли квартами.

Картина из янтаря Репина
Репродукция из янтаря картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
от мастеров ТМ «Янтарь Полесья»

Интересно, что археологи нашли две такие ёмкости. Одну они распили (по воспоминаниям участников, опьянев с первого глотка), а вторую передали в Екатеринославский историко-краеведческий музей. Попробовать старинный напиток хотели почти все посетители, в том числе и царь Николай II. Но директор трепетно оберегал раритет, расставшись с ним лишь в 1918 г., когда в город вступила Революционная Повстанческая армия Нестора Махно. Уникальный экспонат обменяли на охранную грамоту для учреждения и работников.

А ещё в экспедиции мастер делал наброски лиц и фигур, даже несмотря на то, что многие люди отказывались позировать. «Никак не соглашались – ни за деньги, ни даром», – писал Илья Ефимович в своих дневниках. Однако ему всё же удалось найти сговорчивых натурщиков – «типичных чумаков в степях Малороссии». Ими оказались косари из Чигирина, которые ожидали найма на местной ярмарке. Зарисовал живописец и студента-татарина (а вот его улыбка скопирована с черепа настоящего казака, найденного в степном кургане), и встреченного на пристани колоритного старичка, и нетрезвого Никишку – кучера В. Тарновского.

Популярные товары

Персонажи произведения – кем были весёлые запорожцы?

Впрочем, художник искал моделей не только среди обычных украинцев. Прототипами большинства казаков стали знаменитые исследователи и политики. Ниже перечислены самые знаменитые герои полотна.

В центре картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» расположился Иван Сирко (1605-1680) – храбрый кошевой атаман, одержавший победу в 65 сражениях. Натурщиком для легендарного казака послужил не менее одиозный персонаж – Михаил Иванович Драгомиров (1830-1905). Этот герой австро-прусско-итальянской войны с 1898 г. занимал должность киевского, подольского и волынского генерал-губернатора, а ещё издал «Учебник тактики» – настольную книгу многих командиров. Но прославился мужчина благодаря своему весёлому нраву – так, однажды он забыл поздравить императора с именинами, вспомнив о памятной дате лишь на третий день. Стремясь исправить оплошность, дворянин отправил самодержцу телеграмму «Третий день пьём за здоровье Вашего величества». Правитель поддержал шутку, написав в ответ «Пора кончать».

Самой заметной фигурой на переднем плане произведения является лысый казак, сидящий спиной к зрителю. Несмотря на нестандартный ракурс, у него тоже был свой прототип – екатеринославский помещик и царский обер-гофмейстер Георгий Петрович Алексеев (1834-1914). Он категорически отказался позировать в подобном виде, заявив, что не желает становиться посмешищем для будущих поколений. Однако Репин всё же перехитрил помещика – узнав о том, что тот увлекается нумизматикой, художник пригласил мужчину к Д. И. Яворницкому, якобы полюбоваться его коллекцией монет, а сам быстро набросал необходимый эскиз.

Привлекает внимание зрителей и согнувшийся над свитком писарь, увековечивающий высказывания других казаков. Символично, что в этой роли предстал Дмитрий Иванович Яворницкий. Вот как учёный описывал своё позирование: «Он [И. Е. Репин] затащил меня в мастерскую. Я продрог в петербургском тумане и оттого был угрюмым, но тут увидел лежащий поблизости журнал, открытый на странице с карикатурами, и ухмыльнулся. «Стой, стой! – вскрикнул Репин. – Вот это-то мне и нужно!». Не прошло и часа, как на полотне сидел писарь».

Составляя описание картины, нельзя не вспомнить о стриженом «под горшок» бурсаке –данный герой примечателен тем, что мастер рисовал его не с натуры, а с гипсовой маски. Её сняли с лица Порфирия Денисовича Мартыновича (1856-1933) – украинского живописца, графика и фольклориста. Учась в Петербургской Императорской Академии художеств, он вместе с друзьями развлекался изготовлением подобных слепков, на одном из которых навеки осталась лукавая улыбка юноши.

А иногда Илья Ефимович заимствовал у моделей только некоторые черты. В частности, писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк (1852-1912) утверждал, что с него написаны «глаза одного казака, веки другого и нос – третьего». Схожим образом запечатлён и Александр Жиркевич (1857-1927) – поэт, прозаик и военный юрист.

Вторая версия картины Репина
Вторая версия картины 1889 года, хранящаяся в Харьковском художественном музее

Эскизы и наброски – что случилось со вторым вариантом полотна?

Трудно найти человека, которому неизвестно, кто автор картины о хохочущих запорожцах. Однако немногие знают, что в 1889 г. И. Е. Репин создал ещё одно подобное произведение – чуть менее масштабное, но более яркое и эмоционально. По мнению экспертов, первое изображение является «академически уравновешенным», а вот его копия выполнена в более бытовом, раскованном стиле.

  • Первый вариант полотна, снискавший громкий успех на выставках в России и за рубежом, купил за 35 тыс. рублей Александр III. Оно принадлежало императорскому дому до 1917 г., а затем шедевр перевезли в Государственный Русский музей.
  • Вторую картину приобрёл Павел Михайлович Третьяков – русский предприниматель и меценат, собиравший лучшие произведения искусства. Кроме того, он выкупил у Д. И. Яворницкого один из эскизов художника. В Украину эти работы вернулись лишь в 1933 г., в рамках паритетного обмена. Сейчас полотно хранится в Харьковском художественном музее.

 

Наш интернет-магазин «Янтарь Полесья» с радостью изготовит для Вас самоцветную копию великой картины!

iconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsicons