Янтар Полісся
+38(098)302 00 00
Перезвоните мне
UAH
  • UAH
  • USD
РУС
0
  1. Васнецов «Богатыри» - история полотна
  2. Сказочные храбрецы или исторические фигуры?
  3. Модели для художника: натурщики и прототипы

ВаснецовНародные сказки и легенды – неистощимый источник увлекательных историй, неожиданных сюжетных поворотов и оригинальных персонажей. На их основе создаются увлекательные творческие произведения – например, картина Васнецова «Три богатыря», которой и посвящена эта статья!

Васнецов «Богатыри» - история полотна

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – архитектор и художник, прославившийся своей любовью к былинам и преданиям. В его работах причудливо переплетается реальность и вымысел, погружая зрителя в удивительный мир снов, фантазий, волшебных существ и отважных героев. Некоторые считали, что подобные произведения возрождают национальную культуру, другие же критиковали их «безынтересность». Тем не менее, в 1912 г. мастеру пожаловали дворянство, признав его уникальные заслуги.

Талантливый живописец близко дружил со многими великими художниками своего времени – И. Е. Репиным, И. М. Крамским, В. Д. Поленовым, П. П. Чистяковым, был членом мамонтовского кружка в Абрамцеве (неформального объединения творческой интеллигенции). В 1871 г., при общении с другими мастерами и возникла идея полотна «Богатыри» (именно такое название дал ему автор). Вернувшись домой, он немедленно набросал карандашный эскиз, оставив в дневнике описание картины: «Взгорья, простор… дивный сон детства! Нарисовал в единочасье».

Но, несмотря на скорость, с которой появился первый вариант произведения, его завершение потребовало более 20 лет. Уточняя отдельные детали изображения, В. М. Васнецов создал около 20 этюдов маслом: портреты «Голова крестьянина», «Витязь в кольчуге», «Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров», пейзажи заповедных земель близ Абрамцева (усадьбы, которая тогда принадлежала промышленнику и филантропу С. И. Мамонтову), рисунки лошадей. А доспехи и оружие мастер скопировал с аутентичных музейных экспонатов.

Три богатыря: первый эскиз картины Первый эскиз маслом картины Васнецова
Первый набросок карандашом
1871—1874 гг. Третьяковская галерея
Первый эскиз маслом. Холст 27х41
Дом-музей В. Д. Поленова

Наконец, 27 апреля 1898 г. огромное полотно – 295,3х446 см – было окончено. Незадолго до этого художник вручил своему другу, В. Д. Поленову, первый эскиз, выполненный маслом на картоне (27х41 см).

Масштабное произведение тотчас обрело популярность. Сразу же после того, как был нанесён последний штрих, его приобрёл П. М. Третьяков, в чьей галерее холст находится и сегодня. По картине Васнецова придумывали анекдоты и сценические миниатюры – актёры разыгрывали диалоги и забавные сценки между героями. А когда состоялась персональная выставка художника (март-апрель 1899 г.), полотно заняло на ней центральное место.

«Три богатыря» картина Васнецова в хорошем качестве

Васнецов «Богатыри». Фото с оригинала. 1881—1898 гг. Государственная Третьяковская галерея

Сказочные храбрецы или исторические фигуры?

Любая быль должна на чём-то основываться, поэтому все витязи, действующие в народном эпосе, имеют реальных прототипов. Так:

  • Прообразом Ильи Муромца – богатыря, воплощающего идеал отважного и справедливого воина – стал силач по прозвищу «Чоботок», родившийся в Муроме (Владимирская обл. России). Он был славным героем, но после ранения постригся в монахи в Киево-Печерской лавре, где и скончался около 1188 г. А в 1643 г. мужчину возвели в лик святых. Но есть и другие прообразы богатыря, например, крестьянин Иван Петров и ломовой извозчик, которого встретил Васнецов в Москве. На полотне В. М. Васнецова Илья символизирует мудрость, основательность, опытность, связь между поколениями. Его кряжистая, могучая фигура дышит исполинской силой и надёжностью – это отмечают даже школьники, пишущие сочинение по картине! Впечатление усиливает несущий богатыря конь – «лютый зверь» с железной цепью вместо узды.

Картина из янтаря

  • Добрыня Никитич – более разносторонний персонаж, отличающийся не только храбростью, но и дипломатичностью, а ещё он очень умён. Вероятно, прототипом героя является носивший такое же имя воевода князя Владимира Святославича, его родственник по матери Малуше. Художнику удалось передать гордое, благородное, учтивое выражение на лице витязя. Он кажется задумчивым, но в то же время наполовину вынул меч из ножен, готовясь в любую минуту ринуться в бой.
  • Алёша Попович – младший из трёх богатырей. Считается, что он был сыном ростовского священника Леонтия, который дал мальчику хорошее образование. Повзрослев, юноша стал «храбром» (умелым воином) и боярином, служил князю Всеволоду Юрьевичу (1154-1212), потом его сыну Константину, а когда последний умер, перешёл к Мстиславу Романовичу (1156-1223), вместе с которым и погиб в битве с татарами под Калкой. В интерпретации живописца герой отличается хитроумием, находчивостью, лихой удалью, умеет играть на гуслях – об этом свидетельствует музыкальный инструмент, притороченный к седлу. Данный персонаж – олицетворение созерцательного начала, поэтического духа, чуткости к гармонии и красоте.

Популярные товары

Модели для художника: натурщики и прототипы

Исследователи, составляющие каталог картин Виктора Михайловича, всегда стараются установить, кем были его натурщики. Не стало исключением и произведение «Богатыри».

Богатырь Илья Муромец – внешность которого собирательный образ. Живописец хотел, чтобы витязь был «здоровенным детиной, степенным, красивым, с внимательными глазами» и неутомимо искал человека с подходящим типажом. Мастеру позировали крестьянин Иван Петров из села Большие Мытищи, кузнец в абрамцевском поместье, ломовой извозчик, встреченный в Москве на набережной у Крымского моста.

Богатырь Илья Муромец - прообраз Иван Петров Богатырь Добрыня Никитич - черты членов семьи Васнецовых Богатырь Алеша Попович - Андрей Мамонтов
Прототип Ильи Муромца:
крестьянин Иван Петров
Прототип Добрыни Никитича:
черты членов семьи Васнецовых
Прототип Алёши Поповича:
Андрей Саввич Мамонтов

Не имел единого прототипа и Добрыня Никитич. Учёные полагают, что в облик богатыря включены черты членов семьи Васнецовых – самого художника, а также его отца и деда.

А вот у Алёши Поповича натурщик был всего один – 13-летний Андрей Саввич Мамонтов, тоже увлекавшийся рисованием. Мастер написал портрет мальчика, пока гостил у его отца, покровительствующего всем деятелям искусства, и уже с него скопировал лицо былинного героя. Однако готового полотна юноша так и не увидел – в 1891 г. он простудился и вскоре скончался.

Наш интернет-магазин дарит Вам возможность купить картину из янтаря, изготовленную в точном соответствии с шедевром В. М. Васнецова. Произведение из каменной крошки и цельных самоцветов, оправленное в изысканную раму, станет лучшим подарком для всех, кто интересуется фольклором, любит эксклюзивные, красочные произведения искусства или просто ищет эффектный интерьерный акцент!

iconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsicons