Янтар Полісся
+38(098)302 00 00
Перезвоните мне
UAH
  • UAH
  • USD
РУС
0
  1. Шишкин Иван Иванович: жизнь и творчество мастера
  2. Как появилась картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»?
  3. Из панно в обёртку – удивительное превращение

Трудно предсказать судьбу произведений искусства. Некоторые из них сразу же завоёвывают признание, в то время как другие оценивают по достоинству лишь спустя много лет. А порой панно обретают известность, когда их используют в качестве объекта массовой культуры – именно так прославилась картина «Утро в сосновом лесу» Шишкина! Наша статья расскажет Вам всё об авторе, истории и особенностях захватывающего пейзажа.

Шишкин Иван Иванович: Жизнь и творчество мастера

Шишкин Иван ИвановичБудущий живописец родился 25 января 1832 г. в городе Елабуга во Вятской губернии (сейчас это республика Татарстан). Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отправили в Первую казанскую гимназию, однако уже тогда Иван Шишкин больше интересовался искусством, а не точными науками. Не закончив обучение, он вернулся домой, чем весьма расстроил родителей – мать даже называла показанные ей наброски «пачкотнёй бумаги». Отец, купец Иван Васильевич Шишкин, относился к этому мягче, но тоже не разделял увлечений юноши – ему приходилось творить по ночам, прячась от семьи.

Но как-то в Елабугу приехали художники из Москвы. Посмотрев, как они разрисовывают иконостас местного храма, Шишкин осознал своё призвание – и в 1852 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив его, юноша продолжил обучение в Императорской академии художеств, где писал этюды Санкт-Петербурга, Валаама, окрестностей столицы. Его работы были неоднократно отмечены наградами – так, в 1860 г. мастер получил золотую медаль за ландшафт местности Кукко.

В 1861 г. Иван Иванович, получив денежное содержание как лучший выпускник, побывал в Мюнхене, а в 1863 г. – в Женеве, Цюрихе и Дюссельдорфе. Там он знакомился с произведениями швейцарских живописцев Франсуа Диде, Александра Калама, Рудольфа Коллера, а также создавал великолепные пейзажи, анималистические портреты, гравюры и рисунки пером – некоторые из них даже поместили в Дюссельдорфский музей.

В 1866 г. художник вернулся в Россию. С тех пор и до конца жизни он почти ежегодно отправлялся в путешествия по Родине, ища вдохновение для своих полотен. Мастер экспериментировал с сочетаниями разных кистей и форм мазка, тщательно трудился над построением форм, изучал игру света и тени, чтобы запечатлеть ускользающую красоту природы. И его усилия увенчались успехом – каждая картина Шишкина демонстрировалась Товариществом передвижных выставок, ими восхищались Архип Куинджи, Константин Савицкий, Иван Крамской.

Однако успехи в творчестве сопровождались печалями и потерями в личной жизни. В 1874 г. умерла первая жена живописца – Евгения Федосеевна Васильева, после чего он замкнулся, стал нервным и раздражительным, много пил. Спасла мастера лишь работа – именно в этот период он создал такие произведения, как «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь».

Утро в сосновом лесу

Иван Шишкин, Константин Савицкий «Утро в сосновом лесу».
1889 г. холст, масло. Третьяковская галерея, Москва

В 1880 г. мужчина женился вторично на своей ученице Ольге Антоновне Лагоде. Но уже в 1881 г. красавица умерла, рожая дочь Ксению, и тогда Иван Иванович Шишкин всецело посвятил себя искусству. В 1892 г. его пригласили руководить пейзажной мастерской при Императорской академии художеств, а в 1894 г. живописец стал преподавать в Высшем художественном училище.

Мастер внезапно скончался 20 марта 1898 г. в Санкт-Петербурге, сидя за мольбертом. Его погребли на Смоленском православном кладбище, а в 1950 г. прах вместе с памятником переместили на Тихвинский погост Александро-Невской обители.

Как появилась картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»?

Картина И. Репина
Объемное панно из янтаря
«Утро в сосновом лесу»
(Иван Шишкин)

И. И. Шишкин известен как один из лучших отечественных пейзажистов. Его всегда вдохновляла природа, любовно воспетая во множестве картин. Художника даже называли «царём леса», настолько умело он передавал оттенки зелени, играющие на листве блики света, рельефную поверхность коры, нежность цветов и трав, сверкание крошечных капель росы и мягкость мха.

Замысел данного произведения возник у мастера после того, как он посетил остров Гордомля – небольшой клочок суши на озере Селигер. Живописца покорили первозданно-дикие земли, где не было ни человеческих поселений, ни других примет цивилизации, и он решил запечатлеть их на холсте. О своей идее Иван Иванович рассказал ближайшим друзьям, среди которых был Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) – художник, академик и педагог, работавший в жанре критического реализма. Именно он стал первым, кому Шишкин отправил описание картины «Утро в сосновом лесу», сопроводив послание словами: «Приходи посмотреть, какую я отмахал штуковину».

Огромное – 139*213 см – панно вполне заслуживало восхищения, но Савицкому показалось, что изображение выглядит неоконченным. Он предложил Ивану Ивановичу дополнить произведение фигурами живых существ – например, медведей. Тот согласился, однако, сомневаясь в своих способностях анималиста, поручил работу Константину Аполлоновичу, который и создал семейку диких зверей, беззаботно играющих между корнями и стволами поваленных сосен. Они органично вписались в рисунок, оживив его и сделав более динамичным. В знак благодарности Шишкин позволил приятелю поставить на картине свою подпись и разделил гонорар – как сообщил родственникам Савицкий: «Продали за 4 тысячи, и я участник в четвёртую долю».

Шишкин Иван Иванович произведения Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Картина Шишкина в Третьяковской галереи

Впрочем, некоторые исследователи убеждены, что художник планировал нарисовать медвежат с самого начала. Об этом свидетельствуют хранящиеся в Государственном Русском музее карандашные наброски к полотну – животные, с небольшими различиями в позах и количестве (сперва их было всего двое), присутствуют почти на всех эскизах.

Так или иначе, произведение, продемонстрированное в 1889 г. в Товариществе передвижных выставок, произвело настоящий фурор. Оно пришлось по вкусу сразу нескольким ценителям, и в итоге панно приобрёл Павел Михайлович Третьяков (1832-1898 гг.) – предприниматель и коллекционер предметов искусства. Но, когда холст доставили к филантропу, он тотчас же приказал принести «французского скипидару» и стёр с изображения подпись К. А. Савицкого. По словам мецената, «всё в картине, от идеи до исполнения, от манеры живописи до творческого метода, свойственно именно Шишкину».

Из-за этого в каталогах возникла неразбериха – если изначально полотно экспонировалось без указания автора, под названием «Медвежье семейство в лесу», то после попадания в Третьяковскую галерею пояснение к шедевру сменили на «Иван Иванович Шишкин, «Утро в сосновом лесу»». Кроме того, критики заявляли, что фигуры медведей мешают восприятию «седого тумана лесной дали» и даже портят панно. Всё это изрядно возмущало двух художников – поползли даже слухи о том, что Савицкий поссорился с Шишкиным, разгневавшись на подлог. Но на самом деле мастера оставались добрыми приятелями в течение всей жизни, а потом и связали себя родственными узами – Константин Аполлонович стал крестным отцом младшего сына Ивана Ивановича.

Из панно в обёртку – удивительное превращение

Картина «Три медведя»Скорее всего, картина так и осталась бы ещё одним произведением из богатого творческого наследия Ивана Ивановича Шишкина, если бы не случай.

Ещё с 1851 г. в Российской империи существовала конфетная фабрика, названная в честь своего основателя – немца Фердинанда Теодора фон Эйнема (после национализации её переименовали в «Красный Октябрь»). Там выпускали карамель, пастилу, печенье, бисквиты и мармелад, а самым дорогостоящим лакомством было пралине (растёртый с сахаром и какао-маслом миндаль), выложенное между двух вафель и покрытое растопленным шоколадом.

И, хотя в те времена продукция обозначалась только цифрами и упаковывалась в простую фольгу без надписей и эмблем, глава компании решил придать своему детищу особо парадный вид. Он нанял маляра Эммануила Андреева, поручив тому разработать эффектную упаковку для конфет. С владельцем произведения «Утро в сосновом лесу» заключили договор, получив возможность снять репродукцию с шедевра. Интересно, что, убедившись в успехе предприятия, руководитель приказал мастеру создать ещё несколько подобных обёрток – их объединили в серию «Русские художники и их картины».

Конфеты «Мишка Косолапый»Первую партию конфет «Мишка Косолапый» выпустили в конце 1880-тых – середине 1890-тых гг. Они получили высший знак отличия на Всероссийской промышленно-художественной ярмарке в Нижнем Новгороде (1896 г.), а в 1900 г. завоевали Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Успеху поспособствовала привлекательная упаковка – картина «Три медведя» как её сразу же поименовали в народе (вероятно, подобное название возникло в качестве отсылки к старинной русской сказке, ведь на изображении видны четыре зверя), выглядела особенно ярко на бирюзовом фоне с бело-зелёным узором.

Неудивительно, что производить лакомство продолжили и после Октябрьской революции. Стоило оно целых 4 рубля за килограмм, поэтому на обёртках печатали смелый рекламный лозунг: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе сберкнижку». Его создание приписывают великому поэту В. В. Маяковскому (1893-1930 гг.). А в 1925 г. художник-график А. Родченко запечатлел конфету на здании Моссельпрома в Москве – этот трест объединял все пищевые, кондитерские, алкогольные и табачные предприятия страны, так что выбор был как нельзя более уместным.

Популярные товары

А теперь картина «Утро в сосновом лесу» из янтаря может украсить и Ваше жилище! Пейзаж, выполненный из лучистых драгоценных камней и мелкой самоцветной крошки, заиграл новыми красками, обрёл глубину и объём – созерцая его, Вы почувствуете умиротворение и спокойствие, царящие на лоне природы. А ещё каждое произведение изготавливается вручную, что позволит Вам подобрать прочное и качественное панно к любому интерьеру.

iconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsicons