Янтар Полісся
+38(098)302 00 00
Перезвоните мне
UAH
  • UAH
  • USD
РУС
0
  1. Глиптика - что это такое? История искусства
  2. Интальо – картина в толще камня
  3. Камеи – скульптурная миниатюра

Ещё с первобытных времен человек пытался создавать не только полезные в быту, но и привлекательные предметы. Кроме того, подобная деятельность позволяла выразить свою индивидуальность, запечатлеть окружающий мир, художественно осмыслить происходящие вокруг события. И одним из ремесел, возникших на заре цивилизации и усовершенствованных с развитием технологий, стала глиптика. Что это такое – Вы сможете узнать из нашей статьи.

Глиптика - что это такое? История искусства

Название данного промысла произошло от древнегреческого слова «глипту» – вырезать, выдалбливать. Сейчас им обозначают процесс создания объёмных или, наоборот, углублённых изображений на драгоценных и полудрагоценных самоцветах. В работе используются аметист, берилл, гранат, горный хрусталь, гематит, сердолик, стеатит, сердолик, серпентин, оникс, янтарь и яшма.

Самые ранние произведения-геммы, сделанные в такой манере, датируются IV тысячелетием до н. э. Это небольшие печати, на которых показаны стилизованные силуэты животных, птиц, растений. Подобные вещицы носил при себе каждый житель Междуречья – они служили именной подписью, заверявшей личность своего владельца.

А вот древнеегипетский мастер глиптики чаще изготавливал лики богов и фараонов. Хранящиеся в храмах свитки содержали множество указаний касательно того, как должны выглядеть небесные и земные правители.

На Востоке (Индия, Китай, Япония) огромной популярностью пользовались крошечные фигурки из драгоценных камней. Умение резчиков было столь велико, что они умудрялись с помощью нефритовых пластинок имитировать тончайшие складки шёлковых одежд! После того, как Поднебесную империю завоевали монголы, подобные произведения распространились в странах Малой Азии, а походы Александра Македонского познакомили с ними Запад.

Именно в античной Греции искусство глиптики достигло высочайшего расцвета. Геммы обрели почти скульптурную выразительность и несомнительное портретное сходство. Традиционно на них изображали мифологические сюжеты – например, прилетевшего к Прометею орла, Персея, храбро отрубающего голову Медузе Горгоне, либо Атланта, который удерживает на плечах небо.

Популярные товары

Постепенно вокруг ремесла возник свод законов и правил. В частности, произведение глиптики запрещалось копировать с целью продажи – изготавливать слепки могли только ученики, набивая руку. А научиться этому было очень нелегко, ведь драгоценные камни обрабатывали не резцами, а особым абразивом – измельчённым корундом. В порошок добавляли воду либо масло, наносили на поверхность самоцвета, а затем чертили на нём линии прочным стержнем. Меняя структуру смеси, мастер воссоздавал зернистость земли, металлическую гладкость доспехов, нежность человеческой кожи или мягкие завитки волос.

Постепенно появлялись новые инструменты – вращательные станки и свёрла. Это позволило работать с более твёрдыми самоцветами, а также значительно расширило арсенал выразительных средств. Теперь мастер мог запечатлевать тени, полутона, рельеф фигур. Кроме того, возникли отдельные направления искусства – интальо и камея. Читайте о них ниже.

Интальо – картина в толще камня

Такие произведения появились тогда же, когда и само искусство глиптики. Это были круглые или овальные (реже – квадратные) кабошоны, внутри которых процарапывался контурный рисунок. Их создание требовало многих месяцев напряжённого, кропотливого труда без малейших ошибок. Подобные изделия могли оставлять выпуклые оттиски на воске либо сургуче, поэтому они традиционно применялись как личные печати правителей и богачей.

Так, любимым украшением императора Августа было кольцо с интальо в форме сфинкса. Кроме того, ему принадлежала гемма с портретом Александра Македонского. Юлий Цезарь считал своим амулетом глиптическое изображение вооружённой Венеры и перстень с ликом Аполлона Мусагета – покровителя искусств, музыки и танца. А римский владыка Луций Аврелий Коммод повелел запечатлеть на крупном самоцвете образ своей жены – Марции.

Интерес к интальо возродился в эпоху Ренессанса. Их делали как из драгоценных камней, так и из стекла, дерева, морских раковин. В моду вошли пояса, колье и браслеты, составленные из гемм в металлической оправе. Например, подобные произведения создавал знаменитый флорентийский ювелир Бенвенуто Челлини.

А в конце XIX ст. резчики научились изготавливать реверсные интальо – рассматривать их следовало с оборотной стороны. Кроме того, такие вещицы дополняли подложкой из золотой либо серебряной фольги, цветного шёлка, эмали. В сочетании с природным окрасом камня это позволяло получать интереснейшие визуальные эффекты.

Современные мастера, трудящиеся в таком жанре, используют наиболее прогрессивные технологии – лазерные резцы, маркировщики, программы для 3D-моделирования.

Камеи – скульптурная миниатюра

Достоверно неизвестно, что обозначает название этой разновидности глиптики. Оно могло произойти от латинского слова «camahatus» либо итальянского «chama» – «морская раковина». В отличие от интальо, изображение на камее выступает над поверхностью самоцвета, подобно барельефу. Как гласит предание, первым резчиком, который научился создавать такие произведения, был александрийский мастер Пириготель. Он изобрёл особый абразив, в состав которого входил наждачный камень с Наксоса, дроблёные в пыль алмазы и водно-масляная эмульсия, а также придумал специальное механическое устройство для резьбы.

Но главное преимущество камей – в возможности применения многослойных самоцветов, которые играют разными оттенками (агат, сардоникс, яшма). Благодаря этому мастер может вырезать несколько фигур, каждая из которых окрашена в свой уникальный тон. Однако такая работа требует значительного везения, ведь толщина и цвет разных частей минерала непредсказуемы.

Как правило, камеи отличаются довольно масштабными размерами. В Средние века ими часто декорировали церковную утварь, обложки манускриптов, музыкальные инструменты, чаши, блюда и даже мебель. А мастера эпохи Ренессанса называли такие творения «живописью в камне».

Постепенно подобные изделия становились всё популярнее. Так, капитаны кораблей носили перстни с глиптическими изображениями Нептуна, Тритона, русалок, рыб и других обитателей морского дна – считалось, что они предохраняют от утопления. Обязательным дополнением к наряду винодела был аксессуар с портретом Диониса. Судьи предпочитали камеи с ликом Фемиды, рисунком уравновешенных весов либо карающего меча. Молодожёнам дарили геммы, на которых были запечатлены моменты из любовной истории Амура и Психеи. А в знак траура надевали гематитовые украшения, на которых вырезали фигуру скорбящей Прозерпины либо сложившего крылья ангела.

 

Сейчас глиптика – это достаточно редкий вид искусства. Однако наш интернет-магазин «Янтарь Полесья» с удовольствием предоставит Вам образчики эксклюзивных резных фигурок, выполненных из натуральных солнечных самоцветов. Такие произведения станут «изюминкой» любого интерьера, привнеся в декор изысканность, элегантность и сдержанный шик, порадуют Ваших друзей, коллег, близких.

iconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsicons