Янтар Полісся
+38(098)302 00 00
Перезвоните мне
UAH
  • UAH
  • USD
РУС
0
  1. Свет, пространство, время и композиция – чем святыни отличаются от картин
  2. Краски иконы – символический язык цветов
  3. Символика иконы – о чём «говорит» образ?

Любой шедевр искусства несёт в себе целый мир скрытых символов и намёков, и иконы – не исключение. Чтобы в полной мере постичь их возвышенную красоту, проникнуться смыслом, вложенным мастером в каждый штрих святого лика, необходимо знать, что обозначают все детали произведения – от позы показанного праведника до оттенков его одежд и фона. Наша статья расскажет Вам, как толковать эти особенности!

Свет, пространство, время и композиция – чем святыни отличаются от картин

Главная задача иконописца – продемонстрировать верующим «горний» мир Небесного Царства, где нет печалей, страхов, грехов, болезней и смерти. Именно поэтому православные мастера не пытались сделать лики Иисуса Христа, Богородицы, подвижников и мучеников столь реалистичными, как на полотнах западных живописцев. Напротив, для восточнохристианских реликвий характерна подчёркнутая условность, когда изображается не сам предмет, а его идея. Этому принципу подчинены все техники и методы работы.

Одним из подобных приёмов является обратная перспектива – своеобразное построение рисунка без единой точки горизонта, когда предметы увеличиваются при удалении от зрителя. Такое художественное средство позволяет придать образу большую выразительность, превратить святыню в «окно», открывающее человеку частичку Господней благодати. Отсутствие знакомых масштабов и пропорций помогает отрешиться от привычного восприятия, полностью погружаясь в созерцание реликвии. Этому же способствует и замкнутая, ритмичная, отрешённая от всего внешнего композиция, которая противопоставляется грубому земному натурализму.

Ещё одна особенность икон – единовременность. Даже если на святыне запечатлены события нескольких дней или деяния праведника на протяжении всей его жизни, они показаны как цельный сюжет. К примеру, на образе «Рождество Богородицы» видно сразу и беременную блаженную Анну – перед её ложем стоят мудрые жёны с дарами, и служанок, которые пеленают новорождённую Небесную Царицу, и ласкающих Деву Марию Богородителей.

Популярные товары

Предметы на реликвиях тоже отличаются от земных аналогов. В частности, архитектурные постройки могут казаться несимметричными, не иметь окон или дверей, быть слишком маленькими либо большими и т. д. Такая техника наглядно демонстрирует, что икона находится вне законов логики. Кроме того, нарисованные события всегда происходят перед зданием, а не внутри него – так дом, монастырская келья, храм указывают на место, где случилась та или иная евангельская история, но не заключают её в рамки конкретного помещения.

Ни на одном православном образе нет теней – так иконописцы указывают на то, что они рисуют мир, целиком состоящий из Божественного света. Это чудесное мерцание пронизывает весь рисунок, изгоняя тьму, зло и смерть, а также исходит из фигур святых, олицетворяя их близость к Господу.

Зримым выражением подобного сияния служит позолоченный фон произведений и нимбы (от лат. «nimbus» – облако, туча). Они бывают очень разными – в частности, круг с вписанным в него крестом (эмблемой страдания и воскресения) позволяет безошибочно определить лик Спасителя, квадратные венцы характерны для донаторов – людей, жертвовавших на благо Церкви, а шестиугольные являются признаком аллегорических добродетелей. Порой на старинных святынях можно увидеть слоистые овальные ореолы, облекающие всю фигуру – их ещё называют мандорлами (от итал. «миндалина»).

Много внимания уделяется и «личному» письму – изображению ликов и рук праведников, ведь они в первую очередь свидетельствуют о показанной персоне. Скажем, на древних реликвиях глаза писали широко раскрытыми, создавая впечатление, будто Сын Божий и Пресвятая Дева взирают прямо на зрителя. Поза и жесты указывали на достоинство подвижника – так, десница на груди воплощала милосердие и сердечное сопереживание, а поднятая вверх – призывала к покаянию. Обе руки, воздетые кверху, означали заступническую молитву, а прижатые к щекам пальцы напоминали о печали и скорби. Все святые повёрнуты к взирающим на образ христианам анфас или на три четверти – в профиль рисуют разве что отрицательных персонажей либо второстепенных лиц (пастухов, служанок, волхвов).

Краски иконы – символический язык цветов

Глубокие и богатые тона образов призваны не только привлекать внимание молящихся – они ещё и служат средством донесения информации. Поэтому все оттенки, использованные мастерами, предопределены заранее. Вот толкования основных цветов:

  • красный – воплощение царского достоинства, славы, тепла, любви, жизни, победы над погибелью. Согласно преданию, такими бывают крылья серафимов, которые окружают Господний престол. Алый фон иконы напоминает о торжестве над смертными грехами. Однако этот оттенок может олицетворять также лишения и страдания – именно поэтому сцены Распятия и одежды мучеников окрашены в насыщенные алые тона. Похожее значение было и у пурпурного – данный тон являлся эмблемой высшей власти;
  • синий – символ бесконечности, чистоты, избранности. Лазурные ризы Небесной Царицы напоминают о том, как Её земная плоть была преображена Творцом, чтобы вместить одного из Троицы;
  • зелёный – цвет юности, обновления, цветения, радости, вечной жизни. Он присутствует на реликвиях Рождества Христова. Кроме того, подобными оттенками писали землю;
  • белый – олицетворение света, чистоты, кротости. В белоснежных ризах обычно предстают праведники и ангелы, а также души безгрешных младенцев;
  • чёрный – тон зла, смерти, адской бездны. Им закрашивают пещеры, могилы, сцены Страшного Суда. Впрочем, иногда этот цвет символизирует тайное знание: к примеру, на святыне Сошествия Святого Духа на непроницаемо-чёрном фоне изображен Космос – мудрый старец в короне. А мрачные одежды иноков напоминают о том, что они отреклись от мирских удовольствий ради постижения Господа;

Использовали мастера и другие оттенки. К примеру, золотой позволял почувствовать сияние Небесного Царства, а фиолетовый олицетворял слова Спасителя: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний». Однако среди многоцветья реликвий нет места серому. Этот тон интерпретировали как смешение телесного и духовного, зла и добра, смерти и жизни, погружающий зрителя в неясность, пустоту, бессмысленность и небытие.

Символика иконы – о чём «говорит» образ?

Святыни всегда аллегоричны. Предметы, показанные на реликвии, нельзя толковать буквально, ведь они несут в себе глубокий духовный смысл. Поэтому, чтобы полнее понять любое религиозное произведение, Вам стоит ознакомиться с особым шифром мастеров, создававших подобные работы. Вот краткий перечень наиболее распространённых символов:

  • лестница – духовное возвышение, самосовершенствование, стремление приблизиться к Творцу;
  • виноградная лоза – прообраз Христовой Церкви, которая вскармливает верующих;
  • спелые ягодные гроздья – Евхаристия;
  • золотой венец – победа над земными страстями, соблазнами и грехами;
  • сияющие крест, сердце и якорь – вера, любовь и надежда;
  • дерево – воплощение возрождения к вечной жизни. Иногда ассоциируется с Мамврийским дубом – согласно Библии, под ним Авраам встретил ангелов;
  • строение – знак терпеливой работы, приумножения материальных и духовных богатств, любых ремесел. Часто служит олицетворением Вселенской Церкви;
  • гора – символ Голгофы. В более широком смысле – призыв к нравственному восхождению;
  • красный крест – атрибут мучеников, страдавших ради Иисуса Христа;
  • анемон – воплощение грусти, печали, скорби. Традиционно присутствует на реликвиях «Распятие» и «Снятие с Креста», напоминая о страданиях Божьей Матери;
  • юноша с трубой (флейтой) – ветер. Ангел с трубой является также аллегорией Дня Гнева, когда Бог свершит последний суд и отделит грешников от праведников;

Популярные товары

  • ангел с посохом – посланник, несущий людям волю Творца;
  • прозрачный стеклянный шар либо зеркало – атрибут архангелов Михаила и Гавриила. Этот предмет символизирует небесную сферу, которую охраняют Господни воины;
  • развёрнутый свиток служит для записи строк из Евангелия, приветствий, хвалебных гимнов, поучительных речений;
  • книга – Библия, знак премудрости и всезнания;
  • голубь, держащий в клюве ветвь лавра или мирта – символ мира, спасения, доброты и милосердия;
  • пеликан – олицетворение чадолюбия, жертвенности, радушия (по преданию, эта птица разрывала себе грудь, чтобы накормить птенцов кровью);
  • лев, телец, орел и ангел (человек) – прообразы апостолов-евангелистов Марка, Луки, Иоанна и Матфея;
  • чаша с водой изображает таинство Крещения, а чаша и дискос (блюдо, где запечатлены сцены из Нового Завета) – причащение. Сосуд с елеем является воплощением соборования, а алавастровый кувшин с длинным горлышком напоминает о миропомазании;
  • шуба или пурпурная мантия – атрибут святых князей;
  • плащ, как и копьё (реже – меч в ножнах) обозначает праведников-воинов, одержавших победу над тёмными силами;
  • ангелы на иконах облачены в византийские наряды, которые олицетворяют их преданное служение Небесному владыке;
  • бесы традиционно пишутся голыми – «избавленными ото всякого блага».

Есть свои символы и у многих святых. Так, Сергий Радонежский держит в деснице крошечную церквушку – воплощение основанной им обители, кораблик в руке Ноя служит напоминанием о ковчеге, Моисей изображается со скрижалями Завета, иконописец Алипий Печерский – с реликвией Богородицы, а целитель Пантелеймон – с лекарственными принадлежностями.

Теперь святыни, представленные в нашем интернет-магазине «Янтарь Полесья», станут Вам намного ближе и понятнее, позволяя всецело предаться истовой молитве!

iconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsicons