Янтар Полісся
+38(098)302 00 00
Перезвоните мне
UAH
  • UAH
  • USD
РУС
0
  1. Янтарная комната: история чертога из солнечного самоцвета
  2. Похищение Янтарной комнаты
  3. Послевоенные исследования и поиски
  4. В поисках Янтарной комнаты

Одним из самых масштабных, привлекательных и загадочных изделий из солнечного камня была и остаётся Янтарная комната. Многие искусствоведы считают её восьмым чудом света, а тайна её нынешнего расположения будоражит умы десятков исследователей. В истории шедевра множество тёмных мест и неточностей, прояснить которые не удаётся и до сих пор. Наша статья расскажет вам о судьбе этого произведения искусства.

Янтарная комната: история чертога из солнечного самоцвета

Идея создания Янтарной комнаты принадлежит королю Пруссии Фридриху I, правившему в XVIII ст. Придворный летописец упоминает о нём как о любителе прекрасных и необычных вещей. В то время одним из самых ценных самоцветов являлся янтарь – так что неудивительно, что владыка пожелал обладать кабинетом, целиком изготовленным из этого минерала.

Воплотить эту идею в реальность должны были мастера Готфрид Тюссо и Андреас Шлютер. Они применяли в работе новаторские техники – например, панели на стенах были собраны по принципу мозаики, но отдельные элементы были подогнаны друг к другу так точно, что казалось, будто весь декор вырезан из цельного кристалла!Подлинная Янтарная комната на фотографии 1931 года

Но искусникам не удалось завершить свой труд. Фридрих I вскоре умер, а на трон взошёл его сын – Фридрих Вильгельм I. Стремясь сэкономить государственные средства, он велел приостановить сооружение Янтарного кабинета. В 1717 г. это незавершенное произведение было преподнесено Петру I.

Свой окончательный вид помещение обрело только в 1743 г. Поспособствовала этому императрица Елизавета, которая пожелала внести в первоначальный проект значительные усовершенствования и правки. Общее руководство работой осуществлял придворный обер-архитектор Ф. Б. Растрелли. Он украсил кабинет зеркальными пилястрами, золочёной резьбой и мозаичными полотнами из яшмы и агата, призванными увеличить размеры комнаты. Кроме того, декоративные панели потускнели вследствие влажного и холодного российского климата – их реставрацией занялся А. Мартелли. Работы длились 27 лет, но в 1770 г. завершились – и восхищённые придворные смогли увидеть великолепный чертог. Его выставили в Царском селе (современный г. Пушкино), в помещении Екатерининского дворца. Усилия ювелиров, архитекторов, художников позволили сделать оригинальный кабинет намного роскошнее, просторнее и ярче.

Дальнейшая история янтарной комнаты так же разнообразна. Её много раз реставрировали, делали ремонт отдельных элементов композиции. Так, только капитальные работы проводились с периодичностью около 30 лет: в 1833, 1865, 1897, 1935 гг. На 1941 г. была запланирована полная перепланировка помещения – но разразилась Вторая Мировая война.

Похищение Янтарной комнаты

В первые дни войны власти приняли решение эвакуировать обстановку Екатерининского дворца. В нём, помимо янтарного чертога, имелось множество других, не менее ценных произведений искусства, являющихся достоянием России. Поэтому, чтобы спасти раритеты от германских войск, грабителей и мародеров, бесчинствующих на оккупированной территории, их следовало вывезти в более защищённые земли.

Местом, которое лучше всего подходило для размещения ценностей, признали Новосибирск. Этот город располагался на достаточном удалении от линии фронта и мог обеспечить оптимальные условия хранения для дворцовых предметов обстановки. Но панели, вырезанные из солнечного самоцвета, требовали особо бережного отношения – хрупкие зеркала, резьба и кристаллы легко могли расколоться, оцарапаться или просто потеряться в процессе транспортировки. Поэтому отдельные части комнаты решили прятать во дворце, оклеивая бумагой, а после оборачивая во множество слоев марли и картона. Это и стало роковой ошибкой – тщательно подготовленные свертки были похищены во время штурма и разграбления города. Усилия музейных работников только облегчили вывоз Янтарной комнаты.

В виде отдельных панно комната была отправлена в Королевский замок в Кёнигсберге. Там она находилась с 1942 по 1944 г., пока в конце лета 1944 г., в результате атаки авиации ВC Великобритании, в здании произошёл пожар. Впрочем, считается, что возгорание не причинило помещению сильного вреда – его успели вновь разобрать, упаковать и спрятать в подвалах замка. Так оно и хранилось там до тех пор, пока город не начали штурмовать войска СССР. С этого времени исчезают всякие точные свидетельства о Янтарной комнате.

До нас дошли лишь несколько предметов из роскошного убранства – ларец из янтаря и металла, зеркало в оправе из коньячного самоцвета, картина «Осязание и Обоняние», изготовленная в технике флорентийской мозаики… Эти артефакты позволяют увидеть тщательность и старание, с которыми были выполнены даже самые мелкие элементы декора. А немногие сохранившиеся фото Янтарной комнаты (последнее из них датируется 1931 г.) демонстрируют нам былое великолепие сияющего чертога.

Послевоенные исследования и поиски

После завершения войны пришла пора вновь вспомнить о красоте. Восстанавливались разрушенные дома, отстраивались памятники архитектуры, возвращались на родину вывезенные ценности. И только подарок Петра I так и оставался пропавшим.

Следователи выдвинули несколько версий возможного местонахождения комнаты. Согласно первой, она была разрушена во время пожара в Кёнигсберге. Но этой теории противоречили свидетельства множества очевидцев, видевших невредимые ящики с панелями и после возгорания.

Гораздо популярнее гипотезы, гласящие, что декоративные панно из янтаря удалось спрятать, а после – вывезти. Отличаются лишь места, в которых якобы до сих пор спрятаны самоцветные мозаики. Так, часть исследователей утверждает, что они находятся в тайных хранилищах США, а некоторые – что приютом для Янтарной комнаты стали солевые шахты, расположенные на востоке Германии.

Другие учёные уверены в том, что это произведение искусства было безвозвратно потеряно – но не в результате пожара, а позже, когда ящики с драгоценными панелями готовились транспортировать в безопасные места. Называют даже возможные судна, которые могли совершать эту перевозку – пароход «Вильгельм Густлофф» (торпедирован подводной лодкой) или крейсер вооружённых сил США «Принц Ойген».

Но, в любом случае, все исследователи соглашаются в одном – нынешнее состояние и месторасположение самоцветного чертога остаётся загадкой.

В поисках Янтарной комнаты

Впрочем, поиски не прекращаются и по сей день. Где находится Янтарная комната? – этот вопрос будоражит умы множества учёных, как работающих исключительно с историческими источниками, так и проводящих исследования непосредственно на местности.

В частности, А. Леви и К. Скотт-Кларк считают, что она всё же погибла при пожаре, так что изучать стоит лишь его возможные причины. Среди них – уже описывавшаяся ранее воздушная атака английской авиации, а также поджог, совершённый солдатами Красной армии.

П. Брюнн считает, что Янтарный чертог до сих пор остаётся в Королевском замке. Заваленные при взрывах, его подземелья надёжно скрывают удивительное сокровище. Эта гипотеза подкреплена даже свидетельствами очевидцев – согласно их словам, перед налётом в подвалы относили около 30 тщательно упакованных коробок. Но, если эта версия верна, увидеть произведение нам уже не удастся – сырость, низкая температура и отсутствие должного ухода разрушают янтарь, и, скорее всего, к настоящему времени от панно и мозаик уже ничего не осталось.

Существует ещё несколько подобных теорий, в которых различается лишь местонахождение изделия – Польша, Чехия, Австрия. Но, в любом случае, если части Янтарной комнаты закопаны в землю – они безвозвратно погибли.

Следующее предположение – панели и мозаики были присвоены союзническими войсками, а сейчас рассредоточены по частным коллекциям. Эта версия имеет право на существование, ведь отдельные элементы декора начали появляться на чёрном рынке ещё в 1994 г. А некоторые теоретики, развивая подобные взгляды, твердят, что Янтарной комнатой до сих пор владеют потомки гитлеровских командиров, скрывающихся в Южной Америке.

К сожалению, нам вряд ли удастся когда-либо увидеть этот шедевр в его первозданном виде. Поэтому с 1981 г. начал осуществляться проект по его реконструкции, где сотрудничают историки, химики, искусствоведы, архитекторы и даже криминалисты! И хотя в 1990-тых гг. работа приостановилась из-за нехватки средств, уже в 2003 г. Янтарная комната была воссоздана вновь. Для этого использовался калининградский солнечный камень, а спонсором, наряду с российскими филантропами, стала и немецкая компания «Рургаз». Сейчас мозаичный чертог расположен в аутентичном помещении Екатерининского дворца.

iconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsiconsicons